Пятница, 29.03.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт села Вешкелица

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о Вешкелице

«Северная Венеция»: эколого-краеведческий путеводитель - II часть (продолжение)

История поселения.

      Существует еще одна из версий, связанных с названием нашего села, указывающая, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный путь по озерам, вдоль которых карелы строили свои деревни. В XV в. Из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шел этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он и по озерам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.(3)

     Исторические источники содержат сведения о том, что в XVII в. в Олонецком погосте располагалась Вескелицкая (Вескелюкская) волость. 

Согласно челобитным (1674г.), в Вескелюкской волости достаточно крупным препринимателем по скупке и сбыту железа был Федор Ларионов.

В XVII веке на вешкельские места часто нападали шведы. Самый крупный остров на Сямозере – Руочинсаари (Шведский остров)– память об этих событиях.(4)

       По ревизской сказке 1795 г. Вешкельский приход входил в Вешкельскую волость Петрозаводского уезда и объединял деревни: Горшечная гора, Подберезье, Гошкойла (Хошкойла) и Угмой-гора (Никкойла). В волость входили также деревни: Арькойла, Иножнаволок (Инжунаволок), Карчина гора, Кангозеро, Колотозеро, Корбозеро, Канчин-сельга, Лухтан-сельга, Масельга, Нинисельга, Нялмозеро, Подкусельга, Павшойла, Солонозеро, Савилатчу, Сяргилахта, Харитонова гора, Чалкой-сельга.

     В 1831 г. была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и Вешкелица становится погостом.

В музейной комнате Вешкелицы имеются два подлинных документа, датированных 1841 и 1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом – Вешкельский приход.

     Погост являлся центром мирского и церковного самоуправления. Он объединял известное количество приходов. При погосте была церковь.

     Приходы объединяли несколько деревень. При одной из деревень возводилась часовня, обслуживающая прихожан. В нашей местности часовни были в Инжунаволоке, Масельге, Кашалиламбе, Савилатчу, Павшойле, Лагиламбе. Часовни были местным центром церковной жизни. Сюда приглашали священников для исполнения служб, особенно на церковные праздники.

     Со временем приходы пополнялись населением, и, экономически окрепнув, ставили у себя церковь. Так, по логике вещей, появилась и церковь Покрова в Вешкелице.

     Приходские священники немногим отличались от прихожан. Они тоже занимались обычным крестьянским трудом.

    В каждой деревне избирался староста, который следил за сбором налогов, улаживал споры. В случае необходимости староста представлял деревню при решении отдельных вопросов.

     Группа деревень в погосте составляла волость. (Как, например, Вешкельская волость Петрозаводского уезда по переписи 1795 г.).

     По переписи 1858 г. наше место отмечается как Вешкельское мирское общество Саллиницкой волости Петрозаводского уезда.

     У погоста названы деревни: Маккойла, Паппила, Кеняки (Педри), Ватчойла, Падагья, Кириккомяги. Из других деревень к погосту относились деревни: Кашалиламба, Лагиламба, Нинисельга, Паданика, Поткусельга, Харит-гора, Сяргилахта, Арькойла, Инжунаволок, Павшойла, Савилатчу, Вехкусельга, Лухтансельга.

     По переписи в этот период отмечены довольно-таки большие деревни, по тем временам, как например, Поткусельга имела 15 домов, Инжунаволок – 10, Савилатчу – 11, Нинисельга – 10, Лагиламба – 14, Угмой-гора (Никкойла) – 14. Сам Вешкельский погост насчитывал 35 домов.

     По документам в 1873 г. на территории Вешкельского погоста отмечено 44 деревни. Из новых деревень названы: Ахвенламба, Аксентий, Барти, Буля, Богди, Деку, Кивен (Кивач), Кюринсельга, Лазористо, Лепешь-мяги, Миккой, Мулюга, Тимой-сельга, Умен-ламба, Юплу и Юрикко. (3)

По данным списков населенных мест 1873 года в самом селе Вешкелица имелось 39 дворов, в которых проживали 69 мужчин и 71 женщина. В документах, датировных 1886-м годом, есть запись: «Вешкальский погост, иначе Гошкойла (Хошкойла), находится в 121 версте от города Петрозаводска, при озере Ковер, по левую сторону из Пряжи в Суоярви. Дворов-39. Жителей: мужчин – 122, женщин – 104, всего душ – 226. Церковь, две мельницы. Кузница. Молочная лавка». А вот запись 1905 года: «Сямозерская волость Петрозаводского уеда. Вескельское общество. Погост Вешкелицы, озеро Ковер, 70 домов, 75 семей».(4)

     После установления Советской власти, в течение нескольких лет продолжало существовать деление на волости и уезды.

     Но в соответствии с Декретом ВЦИК от 29 августа 1927 года о новом административном делении были упразднены волости и уезды и образованы районы, а на местах Сельские Советы.

     Первоначально, Вешкельский с/совет был включен в состав Сямозерского района. А с 1930 г. вошел в состав Пряжинского района, в котором был по 1956 г.

     На момент образования Вешкельского сельского Совета (7 апреля 1930 г.) на его территории было закреплено 38 деревень, с населением 1911 чел.

     В 1939 году на территории Вешкельского сельского Совета были деревни: Арькойла, Ватчойла, Вехкусельга, Кириккомяки, Кашалиламба, Кюринсельга, Лагиламба, Логинова сельга, Лухтансельга, Лазаристо, Маккойла, Мулюга, Микой, Нинисельга, Никкойла, Педри, Падагья, Старая Паппила, Новая Паппила, Паданика, Павшойла, Поткусельга, Савилатчу, Харитонова гора, Инжунаволок.

     В 50 – 60-е годы XX века в результате образования совхоза, затем зверосовхоза проводилось переселение жителей из «неперспективных» деревень на центральную усадьбу в Вешкелицу.

     В итоге, к 90-м годам многие деревни в округе «самоликвидировались». С жителями остались только Арькойла, Харит-гора, Кашалиламба, Павшойла, Паданика; да и те постепенно «обезлюдели».

     К началу XXI века, если и остались в некоторых деревнях дома, то все были «преобразованы» под летние дачи. Зимой там никто не живет.

     В настоящее время Вешкелица в основном объединяет только деревни самого села.(3)


                                                         Население.

        До революции население занималось сельским хозяйством: сеяло рожь, ячмень, овес, лен, выращивало картофель и репу. Землю обрабатывали сохой, зерновые жали серпом. Лошадей использовали в качестве тяглового и транспортного средства. На санях или телегах добирались не только в соседние деревни, но и до Петрозаводска. Животноводство развивалось слабо – в хозяйстве, в основном, держали коров, лошадей, овец, коз почему-то не разводили. Наши северные земли каменистые, обрабатывать их очень нелегко. Соха, борона, серп, коса – основные орудия производства. Работали в деревнях от зари до зари. В свободное время при свете лучины пряли, ткали и вязали, ремонтировали сбрую, шили обувь. Многие дома жителей отапливались по-черному, освещались лучиной. Керосиновые лампы были редкостью. Все необходимое для жизни изготовляли в своем хозяйстве. Обрабатывали лен, коноплю, полотно для нижнего и столового белья, ткали холст и сукно из шерстяных ниток, вязали носки, чулки, варежки, дубили кожу, из нее шили грубую обувь. Молотили цепами в ригачах, а молотом на мельнице и жерновах. 

     О занятиях местного населения говорят топонимы. Например, деревня Падагья (pada – горшок) – Горшечная гора, основное занятие жителей – гончарное дело.

А глину для него брали неподалеку, в урочище Савилатчу (savi – по-карельски – глина, latču – пологий, ровный).

     Совершенно изменилась жизнь села после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1919 г. был организован первый комитет бедноты, возглавил его житель деревни Инжунаволок С. Стойкин. Сегодня в честь него названа одна из улиц села. О том, что в селе существовали разные классы населения, говорится  в книге «История Карелии. Советский период»: «Наконец, зверское убийство активиста-колхозника, кандидата партии, в Вешкельском колхозе «Новая жизнь», зарубленного кулачеством после окончания собрания, говорит о жестокой классовой борьбе бедноты, батраков и середняков с кулачеством» (от января 1932 года).

     В этот же период были открыты начальная школа, магазин.(4)

     На территории Вешкельского совета в начале 30-х годов появилось 12 колхозов: «Красный уголок» (Арькойла), им. Пушкина (Кашалиламба), им. Ворошилова (Харитгора), им. Молотова (Логинсельга), им. Куйбышева (Нинисельга), «Красный уголок» (д. Вехкусельга и Инжунаволок), III-й – решающий (Лухтансельга), им. Сакко и Ванцетти (Лагиламба, Паданика, Буля), колхоз «1 мая» (Павшойла), «Красный пограничник» (Поткусельга и Лазаристо), «Красный Октябрь» (Никкойла и Хошкойла), «Красный партизан» (Маккойла).

     Колхозы на первом этапе были мелкими и объединяли 1-3 деревни, имели до 15 га пашни, до полутора десятков коров и до десятка лошадей. Все основные работы выполнялись вручную, хлеб жали серпами, зерно молотили цепами в ригах. Траву косили косами-горбушами. В ходе «реорганизации» в 1935 году на территории Сельского Совета стало 10 колхозов. В 1936 году была создана первая тракторная бригада на базе Эссойльской МТС, имевшая 5 тракторов.

     В 1938 году была создана Вешкельская МТС, в которой было 20 колесных и гусеничных тракторов и 5 молотилок. Было организовано три тракторные бригады, которые обслуживали колхозы не только Вешкельского, но также Чалкинского и Метчельского с/советов.

     Но основной хозяйственной силой были лошади. На них велись и сельхозработы, и лесозаготовки в зимнее время для промышленных предприятий.

     Несмотря на трудности, в колхозах налаживался коллективный труд, людям становилось работать веселее и производительнее. Появляются ударники труда.(3)

Большая часть современной территории Суоярвского района до начала Зимней войны (1939-1940гг.) принадлежала Финляндии. Вешкелица находилась в пограничной зоне, всего в нескольких километрах проходила граница с Финляндией. А в самом селе находились два пограничных отряда, которые обслуживали две пограничные заставы: на станции Застава и в Куджойниеми. 24 апреля 1919 года белофинны захватили село Вешкелица, охрану которого несли рота лыжников 164-го стрелкового финского полка Красной Армии в количестве 30 человек и 20 человек пограничной стражи. Между тем, белофинский отряд насчитывал около 300 человек. В неравном бою с захватчиками тогда погибли смертью храбрых 11 человек. В 1940-м году, когда вся территория Суоярвского района отошла Советской Карелии и граница с Финляндией отодвинулась на запад, эти заставы были переведены в Выборг.

      В 1940 году за рекордно короткий срок, всего за 45 дней, была проложена среди непроходимых болот и  лесов железная дорога Петрозаводск – Застава. Длина её 132 км., из них 90 км.- по болотам. 14марта 1940г. из Петрозаводска в Суоярви прошел первый поезд. Скорость движения поездов была небольшой. Первый председатель исполкома Суоярвского райсовета А.Тарасов вспоминает, что в апреле 1940 года делегация коммунистов района добирались на съезд компартии республики в Петрозаводск 26 часов.(4)

     В 1940 г. была пущена в эксплуатацию Игнойльская ГЭС, тем самым была  решена проблема обеспечения электричеством всего района.

     Сейчас в Суоярвском районе практически нет коренного населения. В годы финской кампании оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Сейчас в Вешкельское сельское поселение входят д. Игнойла, д. Хюрсюля, д. Хаутаваара, когда-то считавшиеся финскими территориями.    

    Территория района была заселена выходцами из других регионов России, Украины, Белоруссии, Азии. Вешкелица, пожалуй, единственное истинно карельское село в Суоярвском районе,  карелы здесь составляют более 60 %.

     В 1941г. началась Великая Отечественная война. Большая часть населения Вешкельского сельского Совета была эвакуирована. В 1944 г. наше село было освобождено от фашистских захватчиков. Немало и местных жителей погибло в бою за родное село. Их имена выгравированы на Братской могиле, которая находится на высоком берегу озера, в самом центре села.

     После Великой Отечественной войны население, эвакуированное  на Урал, стало возвращаться в родные места, вернулись и фронтовики.

      Еще до войны на территории села был построен детский дом, который стал родным для детей, оставшихся без родителей.  Открылась восьмилетняя школа в селе, а в некоторых деревнях – начальные. Вновь распахнули двери детсад-ясли, ФАП, клуб (в здании церкви), магазин, библиотека, почта, в самых отдаленных деревнях открыли ларьки. В торговле появилась продукция местной хлебопекарни и молокозавода. В 1947 году в селе появилось радио, а в 1957 году в домах появилось электричество.

       В начале 50-х годов произошло укрупнение колхозов. Жизнь в колхозах была тяжелой, не хватало специалистов, из-за низких закупочных цен колхозы страдали от вечных долгов. За один литр молока государство платило 2,5 копейки по курсу 1961 г., за 1 кг мяса – 44 копейки. Заработная плата начислялась трудоднями и в год составляла порядка 150 рублей. Колхозники жили в бесправии – не могли выбирать место работы и проживания. Не могли они и покинуть деревню – не выдавали им паспорта.

         В 1956 году Вешкельский сельский совет включили в состав Суоярвского района, ранее он относился к Пряжинскому. 15 марта 1956 года Постановлением Совета Министров Карело-Финской ССР был организован совхоз «Вешкельский», в него вошли 20 хозяйств. В 1957 году в селе построили среднюю школу. В 1960 году в совхозе стали разводить норку и 1 марта 1961 года Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР совхоз переориентировался в звероводческий, была создана звероферма. В 1967 году село газифицировали. С каждым годом Вешкелица расширялась: были построены здания нового сельского совета, отделения связи, ФАПа и лесничества. На самом высоком месте села Кириккомяги в 1972 году вырос сельский Дом культуры. Построены жилые дома, животноводческий комплекс, новый магазин в центре села.  Но вскоре был закрыт молокозавод, пекарня, детский дом, а затем и интернат.(4)  После более чем 20-летнего перерыва, в 1998 году, в селе вновь открылся детский дом.

       Опустели близлежащие деревни, некоторые и вовсе исчезли с лица земли. Сейчас осталось немного людей, которые были свидетелями того времени, да старые карты говорят нам о некогда существовавших деревнях и о которых нам поведали старожилы, выходцы этих деревень: Воробьева Матрена Васильевна (1914 г. р.), Куркоева Мария Федоровна (1924 г. р.). А самым старым  жителем нашего села является Парфентьева Надежда Федоровна (1897 г. р.).

       Но местные жители умели не только работать и справляться с житейскими трудностями и суровыми условиями. Богаты эти земли талантами.

       Начиная с 30-х годов прошлого века песни, сказки, причитания собирают карельские фольклористы. Одним из первых собирателей была Гордеева, записавшая в 1940 году материал в д. Вешкелица. В фонотеке сохранились гибкие пластинки, на которых были записаны свадебные плачи, сказки и другой фольклорный материал. Одним из активных собирателей карельского фольклора был В. Я. Евсеев. В 1948 году он записал в Вешкелице известную сказительницу и плакальщицу Анну Киброеву. "Киброева Анна Егоровна... родилась в 1888 году в д. Паппила Вешкельского с/с Пряжинского района КФССР. Семья была бедняцкая, но все же А.Е. удалось поучиться два года в земском училище. В 1912 году вышла замуж за местного крестьянина. После Октябрьской революции училась сама, читая ставшие общедоступными книги... Знает ряд эпических песен, после войны сложила новую песню о Великой Отечественной войне. Приняла участие в Петрозаводском совещании сказителей... Награждена Почетной грамотой Верховного Совета КФССР". Эпические песни исполняла Мария Чаккиева. Были среди вешкельцев и сказители, в деревне Лагиламба лучшей сказительницей слыла Агафья Богданова. Бывал в Вешкелице известный всему миру собиратель и исследователь фольклора, создатель знаменитого эпоса «Калевала» Элиас Леннрот. В 1841 году он трижды приезжал в «Вескелюсь», приграничную тогда деревню, о чем и упоминает в своих дневниках.(4)

      Известный собиратель фольклора из Финляндии Эдвард – Вильгельм Старк Ахтиакси бывал в Олонецкой Карелии. В 1923 году были изданы в переводе

Ахтиакси церковные песни. В газете «Oma mua» от 22 июля 1995 года приводится список людей, которые были в Финляндии и «рассказывали» Ахтиакси карельские слова. Среди них – Устья Настуровна Логинова из Логинсельги, Балага Бурчина из Вешкелицы. Упоминается в его работах и Лагиламба, где он летом 1925 года записал десятки песен.(4)

 Но устное народное творчество не было забыто: плачи, причитания, свадебные песни, карельские частушки, народные танцы позднее стали исполнять  члены фольклорной группы … Многих первых её участников уже нет в живых, но группа существует, и новое её поколение пытается сохранить  старинные обряды и традиции.

      В селе Вешкелица ежегодно на Троицу проходит «Вешкельская ярмарка». Через Вешкелицу шел тракт на Петрозаводск, и на ярмарку в былые времена съезжались на торги купцы из ближайших деревень и дальних окраин, чтобы продать свой товар и закупить необходимое. Традиция эта известна издревле. Славилась ярмарка тем, что местное население продавало озерную рыбу, торговали бондарным товаром, а в Вешкелицу везли соль, муку.

     Исторические записки гласят, что ярмарки в Вешкелице бывали на престольные и церковные праздники – Покров и Троицу, праздновали по неделе. В субботу и воскресенье посещали могилы, украшали дома, улицы березками, в церковь шли с цветами. Местное население – карелы, после службы с благословения батюшки вслед за молодежью отправлялись на берег озера, где вокруг березки водили хороводы. Старую традицию ярмарки возродили, и теперь ежегодно жители старинного карельского села принимают фольклорные коллективы из Суоярвского и других районов республики на свой традиционный праздник.(1)

     Пытаются сохранить на селе и традиционные ремесла: в здании местной администрации открыта ткацкая мастерская, где женщины на заказ ткут половики. Можно заказать мастерам-умельцам многие необходимые в крестьянском быту предметы: сани, грабли, топорища и другую домашнюю утварь. Мастера не только выполнят Ваш заказ, но и могут показать мастер-класс по его изготовлению. Самым известным на селе умельцем слывет Логинов Федор Васильевич.

     Большой вклад в исследование и сохранение  истории, традиций, обычаев родного края вносят люди, живущие  сегодня в селе.

     Пока жив язык, жив и народ. В школе ведется изучение карельского языка. Вот уже несколько лет подряд ученики нашей школы становятся победителями республиканских олимпиад по карельскому языку. Большая в этом заслуга преподавателя – Серебрянниковой Оксаны Николаевны.

     Петр Михайлович  Шамшин, уроженец Кондопожского района, долгие годы живет в Вешкелице, незабвенно любит это село и его жителей, и является главным вдохновителем сбора исторических документов. Его стараниями сегодня в с. Вешкелице организована музейная комната, где собраны интереснейшие, а порой даже уникальные документы. Земляки уважают Петра Михайловича за его преданность и увлеченность и помогают пополнять «музейный фонд» новыми экспонатами.

     Библиотекарь села Вешкелица Любовь Григорьевна Присошкова проделывает огромную работу по сбору информации о своей малой родине. Выбирает из различных источников материалы о вешкельском крае. Год за годом оформляет их, создавая личный архив. Она гордится тем, что живет на прекрасной и знаменитой Вешкельской земле. Свои  знания она передает нам, ученикам, организуя беседы, встречи, экскурсии, конкурсы и викторины по родному краю.

      Клементьева Наталья Николаевна, проработавшая директором Вешкельской средней школы с 1983 года по 2000 год. Не являясь коренной жительницей, она все равно считает наше село своей родиной и свою любовь к нему отразила в своих поэтических произведениях.

       Костюнин Александр Викторович, член Союза писателей РФ,  Председатель Совета директоров, жил и работал в с. Вешкелица, являлся главным специалистом зверосовхоза «Вешкельский». Сейчас живет в Петрозаводске, работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом  противоминных кораблей. Его жена родом из нашего села и поэтому он часто бывает в Вешкелице. В своих произведениях он с любовью рассказывает о нашем крае. Еще одним его увлечением является фотоискусство и рисование. Сам иллюстрирует свои книги. Его знаменитая фотография «Родительский дом», где запечатлен в ночи дом из Хошкойлы, украшает кабинет В.В.Путина.

       Няргин Сергей Егорович, полковник пограничных войск. Сейчас в отставке. Родился и вырос в нашем селе. Частый гость школы.

     Помнят у нас в селе и ветеранов и участников войны. Портретная галарея ветеранов создана учениками, членами кружка ДК. Сейчас, к сожалению, в селе не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны, но память о них в народе жива. И каждый год 9 мая приходят односельчане на Братскую могилу, чтобы почтить память всех, кто воевал на фронтах войны за нашу Родину.                                   


Категория: Статьи о Вешкелице | Добавил: Billiozz (02.05.2009)
Просмотров: 4808 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сбор средств
Погода
Чат