СМИ о нас. (из архива)
Временная должность
Вешкелица – там, где песни пахнут хлебом...
В селе Вешкелица появилась новая общественная организация карельского народа
В карельском селе Вешкелица возрождаются традиции предков
Обсудили потенциал карелов
«Карелия» № 73 (773)
5 июля 2001 год
Выдержки из статьи «Именная память земли»
Нет деревни – медленно, но неизбежно уходит на край памяти, а потом и за край её, имя этого «жила», но, главное, стремительно и безвозвратно утрачиваются местные названия ручьёв, полей, косогоров и так далее и тому подобное.
Их знали порой только жители данной деревеньки и выходцы из неё: такие названия, как правило, не фиксировались в документах, разве что в старых колхозно-совхозных приказах.
В аналогичном справочнике административно-территориального устройства 1958 года возле Вешкелиц числились - Кюреньсельга, Лазаристо, Лонгисельга, Маккойла, Никкойла, Падагья, Педри, Хошкойла и Инжунаволок.
По справочнику 1968 года данных населенных пунктов нет. Некоторые были укрупнены с соседями, или их покинули жители. А между прочим, как свидетельствуют археологи, в Инжунаволок, на западном берегу Сямозеро, первые люди появились тысячи лет назад. Стоянки «Инжунаволок I-III» (III- I тыс. до н.э.) близ деревни Инжунаволок, на берегах озера Сямозеро. Все эти века место было населённым и вот…..
Карелы давно горюют, что исчезает их естественная среда обитания – село, без чего не выжить и народу. Так же съёживается и вепсская, и русская сельская культурная среда.
Пройдет какое-то время, уйдут из жизни выходцы из этих населённых пунктов, и кто будет собираться для воспоминаний? И забудутся, повторюсь, десятки и сотни имён земли.
Зачем их знать? А затем хотя бы, что это труд народа и часть его души. В них и история. Даже тогда, когда мы сейчас не можем понять их точного названия.: Падагья, Кюреньсельга, Никкойла.
«Суоярвский вестник»
29 сентября 1992 год
По ком не звонит колокол
Кашалиламба Вешкельское сельское поселение.
Кашалиламба – круглое озеро, старые избы по крутым берегам. Едва заметная тропинка наверх привела на бревенчатую часовенку стоящую средь буйно цветущего Иван-чая. Когда не было зарослей сверху открывался вид на всю деревню, горел костёр на Иванов день, и молодёжь веселилась до утренней зари. Теперь же здесь постоянно «горит» не согревающий Иван-чай, шумит над последним пристанищем кашалиламбицев листва. И старые образа давно поисчезали из часовни, остались святые лики на бумажных иконах, к которым и обращаются со своими бедами и просьбами те, кто ещё помнит этот деревенский храм. До сих пор за ним присматривают, стараются сохранить по мере сил.
И старые стены не забыли ещё, наверное, не раз читавшиеся здесь слова Экклисиаста:
Всему своё время и время всякой вещи под небом,
Время рождаться и умирать,
Время насаждать и время вырывать посаженное,
Время терять и время искать, время сберегать и время бросать.
И нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется в памяти у тех, которые будут после.
Вымирание села, деревни – это уничтожение России.
«Северный курьер»
30 сентября 1997 год
с изменениями на 2010 год
Чем жива деревня
Гражданская война подобна эпидемии. Это психоз ненависти…. Всё колеблется, рушится…./Иван Ильин/
А в Вешкелицах – никакой ненависти, никакой войны. Разве что одна, классическая для России, - борьба за выживание. Работает средняя школа, пока. Детский дом. Работает культурно-досуговый центр «СУАРНА КЮЛЯ», можно зайти в сельскую библиотеку и полистать подшивки газет, случаются свадьбы и рождения.
По праздникам церковным звучит над селом колокольный звон. Часовня, что перевезена из деревни Кангозеро, напоминает людям о вечном, о необходимости жить миром. Народ по-прежнему доброжелателен и приветлив.
Старинное село – как Швейцария в миниатюре или Венеция в воде. Двенадцать озёр окружают деревню. Да каких! Одно другого краше. А уж зелени, пригорков и сопочек – не сосчитать.
Когда- то жили здесь известные сказительницы и плакальщицы Василиса и Анна Киброевы. Их родственников можно встретить и сегодня. В деревне Лагиламба лучшей сказительницей слыла Агафья Богданова, в Улялеге проникновенно пела Анастасия Григорьева. По-прежнему празднуют в Вешкелицах на Троицу день села. И звучат песни на родном языке и лихо отплясывают в одном кругу стар и млад.
Иван Костин.
«Любое слово ляжет в поговорку,
Когда живешь и в снах и наяву.
Я дам названье каждому пригорку
И тропы поименно назову.»
Суоярвский район:
Вешкелица – в переводе с карельского, как считают местные краеведы, «Деревня богатая водой», расположена на берегах 12 озёр.
Суоярви – Болотное озеро,
Кайпа - Грусть, тоска,
Сувилахти – Летний залив,
Веркко – Сеть,
Каратсалми – Убегающий пролив,
Леппясюрья - Ольховая роща,
Лоймола – Пойма,
Найстеньярви – Женское озеро,
Пийтсийоки – Кружевная река,
Поросозеро – Оленье озеро.
Часовни расположенные на территории
Вешкельского сельского поселения
- Деревня Вешкелица
- церковь Покрова Богородицы с 1831 года. Здание снесли в начале 70-х годов XX века.
- часовня Георгия Победоносца XVI века перевезена из деревни Кангозеро в с.Вешкелица в начале 90-х годов.
2. Кашалиламба:
- часовня Казанской Божьей матери XIX век.
3. Инжунаволок:
- часовня Никольская сер.XIX века – полностью была разрушена.
В ноябре 2009 года прошло освещение восстановленной часовни.
4. Павшойла:
- Часовня Вознесенья сер.XIX века.
5. Нинисельга:
- Часовня Власия конец XVIII начало XIX века.
Село Вешкелица
Исторические сведения содержат сведения о том, что в 17 веке (1600-е годы) в Олонецком погосте располагалась Вешкелицкая (Вескелюкская) волость.
В 1886 году: «Вешкальский погост, иначе Гошкойла (Хошкойла), в 121 вёрстах от г.Петрозаводска, при озере Ковер, по левую сторону из Пряжи в Суоярви.
Дворов – 39. Жителей: мужчин – 122, женщин – 104, всего душ – 226.
Церковь, две мельницы, кузнеца, молочная лавка.
В
Село Вешкелица
находится в
Что же касается возникновения имени села, то на этот счёт существует несколько версий. Во-первых, вполне логично предположить, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный путь по озёрам, вдоль которых карелы строили свои деревни.
В XV века из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шёл этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он по озёрам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.
В музейной
комнате Вешкелицы имеется два подлинных документа, датированных 1841 и 1842
годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом – Вешкельский
погост. В Госархиве РК на карте западной части Российской империи (составитель
Губерт,
Во-вторых. «Векша» означает «белка». Известно, что в XIV-XVI вв. карелы платили дань Великому Новгороду, а затем и Русскому государству беличьими шкурками, которые высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке. Пунктами сбора и вывоза этой дани были погосты. Это обозначает, что село являлось административным и церковным центром всех деревень в округе.
«Северный курьер»
2 декабря 1998 год
Предпринимательство по челобитным
«…. Помимо отлова рыбы и её сбыта , в пределах Олонецкой губернии процветало и предпринимательство, связанное с добычей озёрного железа, приготовлением из него изделий и сбытом их. Так, согласно челобитным (1684 год) Вескельской волости, достаточно крупным предпринимателем по скупке и сбыту железа был священник Фёдор Ларионов. Он авансировал крестьян-добытчиков железа и скупал у них железа и изделия из него (оклады, топоры, ножи, лопаты).»
«Запкареллес»
25 апреля 2003 год
Гордиться славой своих предков
«….В XVII веке на вешкельские места часто нападали шведы. Самый крупный остров на Сямозере – Руочинсаари – память об этих событиях.»
«…..24 апреля 1919 года белофинны захватили село Вешкелица, охрану которого несли рота лыжников 164 стрелкового финского полка Красной армии в количестве 30 человек и 20 человек пограничной стражи. Между тем белофинский отряд насчитывал около 300 человек. В неравном бою с захватчиками погибли смертью храбрых 11 человек.»
Геннадий Соловьёв
Село родное Вешкелица.
«Лежит цветное одеяло,
На нём раскрашенный узор:
Деревня Вешкелица встала
Среди разбросанных озёр….»