История поселения.
Существует еще одна из версий, связанных с названием нашего села,
указывающая, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный
путь по озерам, вдоль которых карелы строили свои деревни. В XV в. Из
Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний
торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк)
Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шел
этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал
он и по озерам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.(3)
Исторические источники
содержат сведения о том, что в XVII в. в Олонецком погосте располагалась
Вескелицкая (Вескелюкская) волость.
Согласно челобитным (1674г.), в Вескелюкской волости достаточно крупным
препринимателем по скупке и сбыту железа был Федор Ларионов.
В XVII веке на вешкельские места часто нападали шведы. Самый крупный
остров на Сямозере – Руочинсаари (Шведский остров)– память об этих событиях.(4)
По
ревизской сказке 1795 г.
Вешкельский приход входил в Вешкельскую волость Петрозаводского уезда и
объединял деревни: Горшечная гора, Подберезье, Гошкойла (Хошкойла) и Угмой-гора
(Никкойла). В волость входили также деревни: Арькойла, Иножнаволок (Инжунаволок),
Карчина гора, Кангозеро, Колотозеро, Корбозеро, Канчин-сельга, Лухтан-сельга,
Масельга, Нинисельга, Нялмозеро, Подкусельга, Павшойла, Солонозеро, Савилатчу,
Сяргилахта, Харитонова гора, Чалкой-сельга.
В 1831 г. была построена церковь Покрова
Пресвятой Богородицы, и Вешкелица становится погостом.
В
музейной комнате Вешкелицы имеются два подлинных документа, датированных 1841 и
1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом –
Вешкельский приход.
Погост являлся центром мирского и
церковного самоуправления. Он объединял известное количество приходов. При
погосте была церковь.
Приходы объединяли несколько деревень. При
одной из деревень возводилась часовня, обслуживающая прихожан. В нашей
местности часовни были в Инжунаволоке, Масельге, Кашалиламбе, Савилатчу,
Павшойле, Лагиламбе. Часовни были местным центром церковной жизни. Сюда
приглашали священников для исполнения служб, особенно на церковные праздники.
Со временем приходы пополнялись
населением, и, экономически окрепнув, ставили у себя церковь. Так, по логике
вещей, появилась и церковь Покрова в Вешкелице.
Приходские священники немногим отличались
от прихожан. Они тоже занимались обычным крестьянским трудом.
В каждой деревне избирался староста, который
следил за сбором налогов, улаживал споры. В случае необходимости староста
представлял деревню при решении отдельных вопросов.
Группа деревень в погосте составляла
волость. (Как, например, Вешкельская волость Петрозаводского уезда по переписи 1795 г.).
По переписи 1858 г. наше место
отмечается как Вешкельское мирское общество Саллиницкой волости Петрозаводского
уезда.
У погоста названы деревни: Маккойла,
Паппила, Кеняки (Педри), Ватчойла, Падагья, Кириккомяги. Из других деревень к
погосту относились деревни: Кашалиламба, Лагиламба, Нинисельга, Паданика,
Поткусельга, Харит-гора, Сяргилахта, Арькойла, Инжунаволок, Павшойла,
Савилатчу, Вехкусельга, Лухтансельга.
По переписи в этот период отмечены
довольно-таки большие деревни, по тем временам, как например, Поткусельга имела
15 домов, Инжунаволок – 10, Савилатчу – 11, Нинисельга – 10, Лагиламба – 14,
Угмой-гора (Никкойла) – 14. Сам Вешкельский погост насчитывал 35 домов.
По документам в 1873 г. на территории
Вешкельского погоста отмечено 44 деревни. Из новых деревень названы:
Ахвенламба, Аксентий, Барти, Буля, Богди, Деку, Кивен (Кивач), Кюринсельга,
Лазористо, Лепешь-мяги, Миккой, Мулюга, Тимой-сельга, Умен-ламба, Юплу и
Юрикко. (3)
По
данным списков населенных мест 1873 года в самом селе Вешкелица имелось 39
дворов, в которых проживали 69 мужчин и 71 женщина. В документах, датировных
1886-м годом, есть запись: «Вешкальский погост, иначе Гошкойла (Хошкойла),
находится в 121 версте от города Петрозаводска, при озере Ковер, по левую сторону
из Пряжи в Суоярви. Дворов-39. Жителей: мужчин – 122, женщин – 104, всего душ –
226. Церковь, две мельницы. Кузница. Молочная лавка». А вот запись 1905 года:
«Сямозерская волость Петрозаводского уеда. Вескельское общество. Погост
Вешкелицы, озеро Ковер, 70 домов, 75 семей».(4)
После установления Советской власти, в
течение нескольких лет продолжало существовать деление на волости и уезды.
Но в соответствии с Декретом ВЦИК от 29
августа 1927 года о новом административном делении были упразднены волости и
уезды и образованы районы, а на местах Сельские Советы.
Первоначально, Вешкельский с/совет был
включен в состав Сямозерского района. А с 1930 г. вошел в состав
Пряжинского района, в котором был по 1956 г.
На момент образования Вешкельского
сельского Совета (7 апреля 1930
г.) на его территории было закреплено 38 деревень, с
населением 1911 чел.
В 1939 году на территории Вешкельского
сельского Совета были деревни: Арькойла, Ватчойла, Вехкусельга, Кириккомяки,
Кашалиламба, Кюринсельга, Лагиламба, Логинова сельга, Лухтансельга, Лазаристо,
Маккойла, Мулюга, Микой, Нинисельга, Никкойла, Педри, Падагья, Старая Паппила,
Новая Паппила, Паданика, Павшойла, Поткусельга, Савилатчу, Харитонова гора,
Инжунаволок.
В 50 – 60-е годы XX века в результате
образования совхоза, затем зверосовхоза проводилось переселение жителей из
«неперспективных» деревень на центральную усадьбу в Вешкелицу.
В итоге, к 90-м годам многие деревни в
округе «самоликвидировались». С жителями остались только Арькойла, Харит-гора,
Кашалиламба, Павшойла, Паданика; да и те постепенно «обезлюдели».
К началу XXI века, если и остались в
некоторых деревнях дома, то все были «преобразованы» под летние дачи. Зимой там
никто не живет.
В настоящее время Вешкелица в основном
объединяет только деревни самого села.(3)
Население.
До
революции население занималось сельским хозяйством: сеяло рожь, ячмень, овес,
лен, выращивало картофель и репу. Землю обрабатывали сохой, зерновые жали
серпом. Лошадей использовали в качестве тяглового и транспортного средства. На
санях или телегах добирались не только в соседние деревни, но и до Петрозаводска.
Животноводство развивалось слабо – в хозяйстве, в основном, держали коров,
лошадей, овец, коз почему-то не разводили. Наши северные земли каменистые,
обрабатывать их очень нелегко. Соха, борона, серп, коса – основные орудия
производства. Работали в деревнях от зари до зари. В свободное время при свете
лучины пряли, ткали и вязали, ремонтировали сбрую, шили обувь. Многие дома
жителей отапливались по-черному, освещались лучиной. Керосиновые лампы были
редкостью. Все необходимое для жизни изготовляли в своем хозяйстве.
Обрабатывали лен, коноплю, полотно для нижнего и столового белья, ткали холст и
сукно из шерстяных ниток, вязали носки, чулки, варежки, дубили кожу, из нее
шили грубую обувь. Молотили цепами в ригачах, а молотом на мельнице и жерновах.
О
занятиях местного населения говорят топонимы. Например, деревня Падагья (pada – горшок) – Горшечная гора, основное занятие жителей –
гончарное дело.
А глину
для него брали неподалеку, в урочище Савилатчу (savi
– по-карельски – глина, latču
– пологий, ровный).
Совершенно изменилась жизнь села после
Великой Октябрьской социалистической революции. В 1919 г. был организован
первый комитет бедноты, возглавил его житель деревни Инжунаволок С. Стойкин. Сегодня
в честь него названа одна из улиц села. О том, что в селе существовали разные
классы населения, говорится в книге
«История Карелии. Советский период»: «Наконец, зверское убийство
активиста-колхозника, кандидата партии, в Вешкельском колхозе «Новая жизнь»,
зарубленного кулачеством после окончания собрания, говорит о жестокой классовой
борьбе бедноты, батраков и середняков с кулачеством» (от января 1932 года).
В этот же период были открыты начальная
школа, магазин.(4)
На
территории Вешкельского совета в начале 30-х годов появилось 12 колхозов:
«Красный уголок» (Арькойла), им. Пушкина (Кашалиламба), им. Ворошилова
(Харитгора), им. Молотова (Логинсельга), им. Куйбышева (Нинисельга), «Красный
уголок» (д. Вехкусельга и Инжунаволок), III-й – решающий (Лухтансельга), им.
Сакко и Ванцетти (Лагиламба, Паданика, Буля), колхоз «1 мая» (Павшойла),
«Красный пограничник» (Поткусельга и Лазаристо), «Красный Октябрь» (Никкойла и
Хошкойла), «Красный партизан» (Маккойла).
Колхозы на первом этапе были мелкими и
объединяли 1-3 деревни, имели до 15
га пашни, до полутора десятков коров и до десятка
лошадей. Все основные работы выполнялись вручную, хлеб жали серпами, зерно
молотили цепами в ригах. Траву косили косами-горбушами. В ходе «реорганизации»
в 1935 году на территории Сельского Совета стало 10 колхозов. В 1936 году была
создана первая тракторная бригада на базе Эссойльской МТС, имевшая 5 тракторов.
В 1938 году была создана Вешкельская МТС,
в которой было 20 колесных и гусеничных тракторов и 5 молотилок. Было
организовано три тракторные бригады, которые обслуживали колхозы не только
Вешкельского, но также Чалкинского и Метчельского с/советов.
Но основной хозяйственной силой были
лошади. На них велись и сельхозработы, и лесозаготовки в зимнее время для
промышленных предприятий.
Несмотря на трудности, в колхозах
налаживался коллективный труд, людям становилось работать веселее и
производительнее. Появляются ударники труда.(3)
Большая часть современной
территории Суоярвского района до начала Зимней войны (1939-1940гг.)
принадлежала Финляндии. Вешкелица находилась в пограничной зоне, всего в
нескольких километрах проходила граница с Финляндией. А в самом селе находились
два пограничных отряда, которые обслуживали две пограничные заставы: на станции
Застава и в Куджойниеми. 24 апреля 1919 года белофинны захватили село
Вешкелица, охрану которого несли рота лыжников 164-го стрелкового финского
полка Красной Армии в количестве 30 человек и 20 человек пограничной стражи.
Между тем, белофинский отряд насчитывал около 300 человек. В неравном бою с
захватчиками тогда погибли смертью храбрых 11 человек. В 1940-м году, когда вся
территория Суоярвского района отошла Советской Карелии и граница с Финляндией
отодвинулась на запад, эти заставы были переведены в Выборг.
В
1940 году за рекордно короткий срок, всего за 45 дней, была проложена среди
непроходимых болот и лесов железная
дорога Петрозаводск – Застава. Длина её 132 км., из них 90 км.- по болотам. 14марта
1940г. из Петрозаводска в Суоярви прошел первый поезд. Скорость движения
поездов была небольшой. Первый председатель исполкома Суоярвского райсовета
А.Тарасов вспоминает, что в апреле 1940 года делегация коммунистов района
добирались на съезд компартии республики в Петрозаводск 26 часов.(4)
В 1940 г. была пущена в эксплуатацию Игнойльская
ГЭС, тем самым была решена проблема
обеспечения электричеством всего района.
Сейчас
в Суоярвском районе практически нет коренного населения. В годы финской
кампании оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Сейчас в Вешкельское
сельское поселение входят д. Игнойла, д. Хюрсюля, д. Хаутаваара, когда-то
считавшиеся финскими территориями.
Территория района была заселена выходцами
из других регионов России, Украины, Белоруссии, Азии. Вешкелица, пожалуй,
единственное истинно карельское село в Суоярвском районе, карелы здесь составляют более 60 %.
В 1941г. началась Великая Отечественная
война. Большая часть населения Вешкельского сельского Совета была эвакуирована.
В 1944 г.
наше село было освобождено от фашистских захватчиков. Немало и местных жителей
погибло в бою за родное село. Их имена выгравированы на Братской могиле,
которая находится на высоком берегу озера, в самом центре села.
После Великой
Отечественной войны население, эвакуированное на Урал, стало возвращаться в родные места,
вернулись и фронтовики.
Еще
до войны на территории села был построен детский дом, который стал родным для
детей, оставшихся без родителей.
Открылась восьмилетняя школа в селе, а в некоторых деревнях – начальные.
Вновь распахнули двери детсад-ясли, ФАП, клуб (в здании церкви), магазин,
библиотека, почта, в самых отдаленных деревнях открыли ларьки. В торговле
появилась продукция местной хлебопекарни и молокозавода. В 1947 году в селе
появилось радио, а в 1957 году в домах появилось электричество.
В начале 50-х годов произошло укрупнение
колхозов. Жизнь в колхозах была тяжелой, не хватало специалистов, из-за низких
закупочных цен колхозы страдали от вечных долгов. За один литр молока
государство платило 2,5 копейки по курсу 1961 г., за 1 кг мяса – 44 копейки.
Заработная плата начислялась трудоднями и в год составляла порядка 150 рублей.
Колхозники жили в бесправии – не могли выбирать место работы и проживания. Не
могли они и покинуть деревню – не выдавали им паспорта.
В 1956 году Вешкельский сельский совет
включили в состав Суоярвского района, ранее он относился к Пряжинскому. 15
марта 1956 года Постановлением Совета Министров Карело-Финской ССР был
организован совхоз «Вешкельский», в него вошли 20 хозяйств. В 1957 году в селе
построили среднюю школу. В 1960 году в совхозе стали разводить норку и 1 марта
1961 года Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР совхоз
переориентировался в звероводческий, была создана звероферма. В 1967 году село
газифицировали. С каждым годом Вешкелица расширялась: были построены здания
нового сельского совета, отделения связи, ФАПа и лесничества. На самом высоком
месте села Кириккомяги в 1972 году вырос сельский Дом культуры. Построены жилые
дома, животноводческий комплекс, новый магазин в центре села. Но вскоре был закрыт молокозавод, пекарня,
детский дом, а затем и интернат.(4) После более чем 20-летнего перерыва, в 1998
году, в селе вновь открылся детский дом.
Опустели близлежащие деревни, некоторые и
вовсе исчезли с лица земли. Сейчас осталось немного людей, которые были
свидетелями того времени, да старые карты говорят нам о некогда существовавших
деревнях и о которых нам поведали старожилы, выходцы этих деревень: Воробьева
Матрена Васильевна (1914 г.
р.), Куркоева Мария Федоровна (1924
г. р.). А самым старым жителем нашего села является Парфентьева
Надежда Федоровна (1897 г.
р.).
Но
местные жители умели не только работать и справляться с житейскими трудностями
и суровыми условиями. Богаты эти земли талантами.
Начиная
с 30-х годов прошлого века песни, сказки, причитания собирают карельские
фольклористы. Одним из первых собирателей была Гордеева, записавшая в 1940 году
материал в д. Вешкелица. В фонотеке сохранились гибкие пластинки, на которых
были записаны свадебные плачи, сказки и другой фольклорный материал. Одним из
активных собирателей карельского фольклора был В. Я. Евсеев. В 1948 году он
записал в Вешкелице известную сказительницу и плакальщицу Анну Киброеву. "Киброева
Анна Егоровна... родилась в 1888 году в д. Паппила Вешкельского с/с Пряжинского
района КФССР. Семья была бедняцкая, но все же А.Е. удалось поучиться два года в
земском училище. В 1912 году вышла замуж за местного крестьянина. После
Октябрьской революции училась сама, читая ставшие общедоступными книги... Знает
ряд эпических песен, после войны сложила новую песню о Великой Отечественной
войне. Приняла участие в Петрозаводском совещании сказителей... Награждена
Почетной грамотой Верховного Совета КФССР". Эпические песни исполняла
Мария Чаккиева. Были среди вешкельцев и сказители, в деревне Лагиламба лучшей
сказительницей слыла Агафья Богданова. Бывал в Вешкелице известный всему миру
собиратель и исследователь фольклора, создатель знаменитого эпоса «Калевала»
Элиас Леннрот. В 1841 году он трижды приезжал в «Вескелюсь», приграничную тогда
деревню, о чем и упоминает в своих дневниках.(4)
Известный собиратель фольклора из
Финляндии Эдвард – Вильгельм Старк Ахтиакси бывал в Олонецкой Карелии. В 1923
году были изданы в переводе
Ахтиакси
церковные песни. В газете «Oma mua» от 22 июля 1995 года приводится список людей, которые
были в Финляндии и «рассказывали» Ахтиакси карельские слова. Среди них – Устья
Настуровна Логинова из Логинсельги, Балага Бурчина из Вешкелицы. Упоминается в
его работах и Лагиламба, где он летом 1925 года записал десятки песен.(4)
Но устное народное творчество не было забыто:
плачи, причитания, свадебные песни, карельские частушки, народные танцы позднее
стали исполнять члены фольклорной группы
… Многих первых её участников уже нет в живых, но группа существует, и новое её
поколение пытается сохранить старинные
обряды и традиции.
В селе Вешкелица ежегодно на Троицу
проходит «Вешкельская ярмарка». Через Вешкелицу шел тракт на Петрозаводск, и на
ярмарку в былые времена съезжались на торги купцы из ближайших деревень и
дальних окраин, чтобы продать свой товар и закупить необходимое. Традиция эта
известна издревле. Славилась ярмарка тем, что местное население продавало
озерную рыбу, торговали бондарным товаром, а в Вешкелицу везли соль, муку.
Исторические записки гласят, что ярмарки в
Вешкелице бывали на престольные и церковные праздники – Покров и Троицу,
праздновали по неделе. В субботу и воскресенье посещали могилы, украшали дома,
улицы березками, в церковь шли с цветами. Местное население – карелы, после
службы с благословения батюшки вслед за молодежью отправлялись на берег озера,
где вокруг березки водили хороводы. Старую традицию ярмарки возродили, и теперь
ежегодно жители старинного карельского села принимают фольклорные коллективы из
Суоярвского и других районов республики на свой традиционный праздник.(1)
Пытаются сохранить на селе и традиционные
ремесла: в здании местной администрации открыта ткацкая мастерская, где женщины
на заказ ткут половики. Можно заказать мастерам-умельцам многие необходимые в
крестьянском быту предметы: сани, грабли, топорища и другую домашнюю утварь.
Мастера не только выполнят Ваш заказ, но и могут показать мастер-класс по его
изготовлению. Самым известным на селе умельцем слывет Логинов Федор Васильевич.
Большой вклад в исследование и сохранение истории, традиций, обычаев родного края вносят
люди, живущие сегодня в селе.
Пока жив язык, жив и народ. В школе
ведется изучение карельского языка. Вот уже несколько лет подряд ученики нашей
школы становятся победителями республиканских олимпиад по карельскому языку.
Большая в этом заслуга преподавателя – Серебрянниковой Оксаны Николаевны.
Петр Михайлович Шамшин, уроженец Кондопожского района, долгие
годы живет в Вешкелице, незабвенно любит это село и его жителей, и является
главным вдохновителем сбора исторических документов. Его стараниями сегодня в с.
Вешкелице организована музейная комната, где собраны интереснейшие, а порой
даже уникальные документы. Земляки уважают Петра Михайловича за его преданность
и увлеченность и помогают пополнять «музейный фонд» новыми экспонатами.
Библиотекарь села Вешкелица Любовь Григорьевна
Присошкова проделывает огромную работу по сбору информации о своей малой
родине. Выбирает из различных источников материалы о вешкельском крае. Год за
годом оформляет их, создавая личный архив. Она гордится тем, что живет на
прекрасной и знаменитой Вешкельской земле. Свои
знания она передает нам, ученикам, организуя беседы, встречи, экскурсии,
конкурсы и викторины по родному краю.
Клементьева Наталья Николаевна,
проработавшая директором Вешкельской средней школы с 1983 года по 2000 год. Не
являясь коренной жительницей, она все равно считает наше село своей родиной и
свою любовь к нему отразила в своих поэтических произведениях.
Костюнин Александр Викторович, член Союза
писателей РФ, Председатель Совета директоров,
жил и работал в с. Вешкелица, являлся главным специалистом зверосовхоза
«Вешкельский». Сейчас живет в Петрозаводске, работает на стратегическом
предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается
строительством и ремонтом противоминных
кораблей. Его жена родом из нашего села и поэтому он часто бывает в Вешкелице.
В своих произведениях он с любовью рассказывает о нашем крае. Еще одним его
увлечением является фотоискусство и рисование. Сам иллюстрирует свои книги. Его
знаменитая фотография «Родительский дом», где запечатлен в ночи дом из
Хошкойлы, украшает кабинет В.В.Путина.
Няргин
Сергей Егорович, полковник пограничных войск. Сейчас в отставке. Родился и
вырос в нашем селе. Частый гость школы.
Помнят у нас в
селе и ветеранов и участников войны. Портретная галарея ветеранов создана
учениками, членами кружка ДК. Сейчас, к сожалению, в селе не осталось ни одного
ветерана Великой Отечественной войны, но память о них в народе жива. И каждый
год 9 мая приходят односельчане на Братскую могилу, чтобы почтить память всех,
кто воевал на фронтах войны за нашу Родину.
|