Понедельник, 21.08.2017, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт села Вешкелица

СМИ о нас

СМИ о нас. (из архива)

Временная должность

Вешкелица – там, где песни пахнут хлебом...

В селе Вешкелица появилась новая общественная организация карельского народа


В карельском селе Вешкелица возрождаются традиции предков

Обсудили потенциал карелов



«Карелия» № 73 (773)

5 июля 2001 год

 

Выдержки из статьи «Именная память земли»

 

Нет деревни – медленно, но неизбежно уходит на край памяти, а потом и за край её, имя этого «жила», но, главное, стремительно и безвозвратно утрачиваются местные названия ручьёв, полей, косогоров и так далее и тому подобное.

Их знали порой только жители данной деревеньки и выходцы из неё: такие названия, как правило, не фиксировались в документах, разве что в старых колхозно-совхозных приказах.

В аналогичном справочнике административно-территориального устройства 1958 года возле Вешкелиц числились -  Кюреньсельга, Лазаристо, Лонгисельга, Маккойла, Никкойла, Падагья, Педри, Хошкойла и Инжунаволок.

По справочнику 1968 года данных населенных пунктов нет. Некоторые были укрупнены с соседями, или их покинули жители. А между прочим, как свидетельствуют археологи, в Инжунаволок, на западном берегу Сямозеро, первые люди появились тысячи лет назад. Стоянки «Инжунаволок I-III» (III- I тыс. до н.э.) близ деревни Инжунаволок, на берегах озера Сямозеро. Все эти века место было населённым и вот…..

Карелы давно горюют, что исчезает их естественная среда обитания – село, без чего не выжить и народу. Так же съёживается и вепсская, и русская сельская культурная среда.    

Пройдет какое-то время, уйдут из жизни выходцы из этих населённых пунктов, и кто будет собираться для воспоминаний? И забудутся, повторюсь, десятки и сотни имён земли.

Зачем их знать? А затем хотя бы, что это труд народа и часть его души. В них и история. Даже  тогда, когда мы сейчас не можем понять их точного названия.:  Падагья, Кюреньсельга, Никкойла. 

 

 

«Суоярвский вестник»

29 сентября 1992 год

По ком не звонит колокол

Кашалиламба Вешкельское сельское поселение.

Кашалиламба – круглое озеро, старые избы по крутым берегам. Едва заметная тропинка наверх привела на бревенчатую часовенку стоящую средь буйно цветущего Иван-чая. Когда не было зарослей сверху открывался вид на всю деревню, горел костёр на Иванов день, и молодёжь веселилась до утренней зари. Теперь же здесь постоянно «горит» не согревающий Иван-чай, шумит над последним пристанищем кашалиламбицев листва. И старые образа давно поисчезали из часовни, остались святые лики на бумажных иконах, к которым и обращаются со своими бедами и просьбами те, кто ещё помнит этот деревенский храм. До сих пор за ним присматривают, стараются сохранить по мере сил.

И старые стены не забыли ещё, наверное, не раз читавшиеся здесь слова Экклисиаста:

Всему своё время и время всякой вещи под небом,

Время рождаться и умирать,

Время насаждать и время вырывать посаженное,

Время терять и время искать, время сберегать и время бросать.

И нет памяти о прежнем, да и о том, что будет,  не останется в памяти у тех, которые будут после.

Вымирание села, деревни – это уничтожение России.

 

 

 

«Северный курьер»

30 сентября 1997 год

с изменениями на 2010 год

 

Чем жива деревня

 

Гражданская война подобна эпидемии. Это психоз ненависти…. Всё колеблется, рушится…./Иван Ильин/

 

А в Вешкелицах – никакой ненависти, никакой войны. Разве что одна, классическая для России, - борьба за выживание. Работает средняя школа, пока.    Детский дом. Работает культурно-досуговый центр «СУАРНА  КЮЛЯ», можно зайти в сельскую библиотеку и полистать подшивки газет, случаются свадьбы и рождения.

По праздникам церковным звучит над селом колокольный звон. Часовня, что перевезена из деревни Кангозеро, напоминает людям о вечном, о необходимости жить миром. Народ по-прежнему доброжелателен и приветлив.

Старинное село – как Швейцария в миниатюре или Венеция в воде. Двенадцать озёр окружают деревню. Да каких! Одно другого краше. А уж зелени, пригорков и сопочек – не сосчитать.

Когда- то жили здесь известные сказительницы и плакальщицы Василиса и Анна Киброевы. Их родственников можно встретить и сегодня. В деревне Лагиламба лучшей сказительницей слыла Агафья Богданова, в Улялеге проникновенно пела Анастасия Григорьева. По-прежнему празднуют в Вешкелицах на Троицу день села. И звучат песни на родном языке и лихо отплясывают в одном кругу стар и млад.

 

 

Иван Костин.

«Любое слово ляжет в поговорку,

Когда живешь и в снах и наяву.

Я дам названье каждому пригорку

И тропы поименно назову.»

 

Суоярвский район:

Вешкелица – в переводе с карельского, как считают местные краеведы, «Деревня богатая водой», расположена на берегах 12 озёр.

Суоярви – Болотное озеро,

Кайпа     - Грусть, тоска,

Сувилахти – Летний залив,

Веркко – Сеть,

Каратсалми – Убегающий пролив,

Леппясюрья  - Ольховая роща,

Лоймола – Пойма,

Найстеньярви – Женское озеро,

Пийтсийоки – Кружевная река,

Поросозеро – Оленье озеро.

 

 

 

Часовни расположенные на территории

Вешкельского сельского поселения

 

  1.  Деревня Вешкелица

-  церковь Покрова Богородицы с 1831 года. Здание снесли в начале 70-х годов XX века.

-  часовня Георгия Победоносца   XVI века перевезена из деревни Кангозеро в с.Вешкелица в начале 90-х годов.

2.   Кашалиламба:

      -  часовня Казанской Божьей матери XIX век.

3.  Инжунаволок:

     -  часовня Никольская  сер.XIX века – полностью была разрушена.

           В ноябре 2009 года прошло освещение восстановленной часовни.

4.  Павшойла:

     -  Часовня Вознесенья  сер.XIX века.

5.  Нинисельга:

     -  Часовня Власия   конец  XVIII  начало XIX века.

 

 

Село Вешкелица

Исторические сведения содержат сведения о том, что в 17 веке (1600-е годы) в Олонецком погосте располагалась Вешкелицкая (Вескелюкская) волость.

В 1886 году: «Вешкальский погост, иначе Гошкойла (Хошкойла), в 121 вёрстах от г.Петрозаводска, при озере Ковер, по левую сторону из Пряжи в Суоярви.

Дворов – 39. Жителей: мужчин – 122, женщин – 104, всего душ – 226.

Церковь, две мельницы, кузнеца, молочная лавка.

В 1905 г. : «Сямозерская волость Петрозаводского уезда, Вешкельское общество. Погост Вешкелицы, озеро Ковер, 70 домов, 75 семей.»

 

 

Село Вешкелица находится в 100 км. от г.Петрозаводска в сторону г.Суоярви. В Суоярвском районе практически нет коренного населения. В годы финской кампании (1939-1940 г.г) оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Вешкелица, пожалуй единственное истинно карельское село в Суоярвском районе. Поселение было основано не позднее XVII века.

Что же касается возникновения имени села, то на этот счёт существует несколько версий. Во-первых, вполне логично предположить, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный путь по озёрам, вдоль которых карелы строили свои деревни.

В XV века из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шёл этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он по озёрам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.

В музейной комнате Вешкелицы имеется два подлинных документа, датированных 1841 и 1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом – Вешкельский погост. В Госархиве РК на карте западной части Российской империи (составитель Губерт, 1908 г.) отмечены все города и деревни Олонецкой и Архангельской губернии, также отмечен Вешкельский погост.

Во-вторых.   «Векша» означает «белка». Известно, что в XIV-XVI вв. карелы платили дань Великому Новгороду, а затем и Русскому государству беличьими шкурками, которые высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке. Пунктами сбора и вывоза этой дани были погосты. Это обозначает, что село являлось административным и церковным центром всех деревень в округе.

 

 

 

«Северный курьер»

2 декабря 1998 год

 

Предпринимательство по челобитным

«…. Помимо отлова рыбы и её сбыта , в пределах Олонецкой губернии процветало и предпринимательство, связанное с добычей озёрного железа, приготовлением из него изделий и сбытом их. Так, согласно челобитным (1684 год) Вескельской волости, достаточно крупным предпринимателем по скупке и сбыту железа был священник Фёдор Ларионов.  Он авансировал крестьян-добытчиков железа и скупал у них железа и изделия из него (оклады, топоры, ножи, лопаты).»

 

«Запкареллес»

25 апреля 2003 год

 

Гордиться славой своих предков

«….В XVII веке на вешкельские места часто нападали шведы. Самый крупный остров на Сямозере – Руочинсаари – память об этих событиях.»

«…..24 апреля 1919 года белофинны захватили село Вешкелица, охрану которого несли рота лыжников 164 стрелкового финского полка Красной армии в количестве 30 человек и 20 человек пограничной стражи. Между тем белофинский отряд насчитывал около 300 человек. В неравном бою с захватчиками погибли смертью храбрых 11 человек.» 

 

 

 

Геннадий Соловьёв

Село родное Вешкелица.

«Лежит цветное одеяло,

На нём раскрашенный узор:

Деревня Вешкелица встала

Среди разбросанных озёр….»

 

Сбор средств
Погода
Чат