Анна Матвеевна Чайкина – ее калитки знают далеко за пределами Вешкелицы. Фото Игоря Георгиевского
В марте мы начали новый проект и рассказали о заонежской деревне Пегреме, признанной неперспективной и покинутой людьми много лет назад. Сегодня хотим познакомить читателей с Вешкелицей, старинным карельским селом в Суоярвском районе. Судьбы этих двух населенных пунктов не похожи друг на друга. В Вешкелицу приезжали в середине прошлого века жители окрестных деревень и хуторов, и как раз они, опустевшие, повторили судьбу Пегремы. Вешкелица же развивалась и строилась.
Впервые о Вешкелице упоминается в Писцовых книгах 1582-1583 г. По ревизской сказке 1795 г. Вешкельский приход входил в Вешкельскую волость Петрозаводского уезда. В 1930 г. был образован Вешкельский сельский совет, куда входило 38 деревень с населением около двух тысяч человек. Первоначально он был включен в состав Сямозерского района, позже – Пряжинского.
Сегодня Вешкелица – это центр Вешкельского сельского поселения, куда входит деревня Арькойла, а также бывшие финские поселения Игнойла, Хюрсюля и Хаутаваара: до «Зимней» войны 1939-1940 года государственная граница с Финляндией проходила всего в 5 километрах от Вешкелицы.
«Водяная» деревня
…Оставляем позади себя Эссойлу, Метчелицу и вот – подъем на горку, где начинается Суорявский район. Буквально через несколько минут въезжаем в старинное карельское село Вешкелицу.
Бывала в Вешкелице много раз, но не устаю восхищаться необыкновенной прелестью здешних мест. Нет, не зря москвичи, питерцы, финны любят приезжать сюда и летом и зимой – красота удивительная, воздух чистый и прозрачный, люди гостеприимные.
В Карелии многие населенные пункты расположены близ воды, на берегу озера или реки. Но Вешкелица – это нечто особенное. В селе и вокруг него – 12 озер! Ну где еще такое видано? Кирикиярви, Маткаярви, Лехмюламби, Совдъярви, Перяламби… Вот уж и правда, «Карельская или Северная Венеция», как порой называют этот край местные жители.
Именно с водой связано, по одной из версий, название села. Вообще версий много. Одни считают, что название пошло от слова «векша», то есть белка, шкурками которых карелы платили дань в XIV-XVI веках Великому Новгороду (наш край входил тогда в состав новгородских земель). Другие говорят, что правильнее брать за основу слово «вешки» – ими обозначали санный путь по озеру. Третьи упоминают ссыльного поселенца Вешкельского. Есть и более «кровожадная» версия, мол, шведы в свое время тут вешали людей.
– Да что вы! – не соглашается с этим местный краевед Любовь Присошкова, вот уже 40 лет работающая библиотекарем в сельской библиотеке. – Какие виселицы! Не могли карелы по ним назвать свою деревню. Да и вешки ни при чем, этак любой населенный пункт в Карелии мог бы называться так же, озер-то сколько у нас! Вешкелица – карельская деревня, Veskelus, в переводе означает Водяная, или богатая водой, деревня: vesi – вода, kyla – деревня. Все наши улицы, горки, окрестные хутора сохранили карельские названия.
Вешкелица – "Северная Венеция". Фото сергея Потехина
Надо сказать, что Вешкелица – это в некотором роде «гнездо деревень»: в прошлом она состояла из двух десятков крестьянских поселений с малым и средним числом дворов. Вот, например, сегодняшние улица Комсомольская и улица Победы в селе Вешкелица – раньше это была деревня Паппила, улица Школьная – деревня Падагдя, а улица Каменистая, где на горе Кенника находится часовня Георгия Победоносца, в свое время была деревней Педри, входившей в состав Вешкельского погоста по документам 1873 г.Часовня Георгия Победоносца, XVI-XVII вв. Перевезена из деревни Кангозеро в 1989 году
Крутой поворот
Как и вся наша страна, Вешкелица пережила коллективизацию и укрупнение колхозов и совхозов, Великую Отечественную войну и репрессии 1937 года, перестройку, период безвременья, когда распался Советский Союз и люди потеряли ориентиры, были растеряны, не поспевая за стремительно меняющейся жизнью, когда известный на весь Союз передовой зверосовхоз оказался банкротом…
…В старом деревянном здании, где сейчас расположена сельская библиотека, а когда-то была музыкальная школа и еще раньше – администрация сельсовета, слушаю рассказ жителей села о прошлом, о годах, когда счастливые и молодые вешкельцы въезжали в новые, только что построенные дома, отправляли пушнину на экспорт и строили счастливое будущее.
Оглядываясь назад, они говорят, что лучшие годы Вешкелицы пришлись на период с 1960-х годов до начала 1990-х, то есть на то время, когда работало градообразующее предприятие – зверосовхоз «Вешкельский». Выращивали норку, песца, чернобурую лисицу.
Зверосовхоз был в числе лучших среди 114 подобных хозяйств России. Работало на нем около 300 человек. Занимались также заготовкой леса, животноводством, поголовье коров доходило до 250 голов. Именно за счет средств зверосовхоза в селе построили 5 благоустроенных 18-квартирных домов, школу на 320 учеников, большой детский сад на 140 мест.
Зверосовхоз "Вешкельский", 1980-е годы. Фото из архивов жителей села
– Но в начале 1990-х, когда страна резко сменила курс, наступили непростые времена, – вспоминает Сергей Князев, бывший директор зверосовхоза. – Отпустили цены, корма стали очень дорогими, торговля пушниной начала приносить лишь убытки. Мы же на экспорт много продавали, но товар из Китая или Греции, оказавшийся более дешевым, перебил рынок. Чтобы удержаться на плаву, мы были вынуждены брать кредиты, но давали их банки под 200 с лишним процентов! Это очень много, но деваться было некуда.
А потом как и везде. Банкротство. Попытки сохранить в селе хоть какое-то производство. Поэтому на базе зверосовхоза организовали МУСП – муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие, в надежде дать новую жизнь животноводческой сфере. Но вскоре обанкротилось и МУСП. Тогда крупнейшее лесозаготовительное предприятие района, «Запкареллес», подставило, как принято было говорить, плечо: приобрело бывший зверосовхоз за 300 тысяч рублей (за бесценок, считают люди) со всем имуществом, поголовьем скота, фермой, зданиями и сооружениями, был создан агроцех.
У людей снова появилась надежда. Тем более, что руководство «Запкареллеса» обещало стабильные заработки и сразу же приступило к активным действиям: старых коров забили, заменили их племенными, вдобавок задумали заложить плодово-ягодный участок. Посадили клубнику, закупили финскую малину, смородину, думали, жизнь налаживается. Но надежды очень быстро развеялись. Агроцех просуществовал недолго. И снова люди остались без работы, без какой-либо перспективы.
Действительно ли руководство лесозаготовительного предприятия планировало получать прибыль от ведения непрофильного для него сельского хозяйства, или все это было затеяно для того, чтобы получить в долгосрочную аренду лес (имидж социально ориентированного предприятия, наверное, играет свою роль)? Вешкельцы склоняются ко второму варианту. И еще вспоминают «земельную эпопею», которая, возможно, соответствующим образом повлияла на желание лесозаготовителя «завязать» с агроцехом. Об этой истории в 2004 году писали многие карельские СМИ. Напомним, что проблема тогда возникла из-за земельных паев жителей села, которые «Запкареллес» надеялся получить в безвозмездное пользование. Среди жителей произошел раскол, так как не все хотели расстаться со своей землей за просто так. Впрочем, теперь это уже в прошлом. Односельчане давно забыли про разногласия.
А что же в настоящем? Чем живут вешкельцы сегодня? Какие надежды питают и с чем связывают будущее села?
Побольше бы таких «кулаков»
Сейчас в поселке проживает чуть более 600 человек. Бóльшая часть - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Работает в основном бюджетная сфера: школа, детский дом, этнокультурный центр "Вешкелюс", библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, участок ЖКХ. Несколько человек трудятся на железной дороге, в лесничестве, на почте, на горнодобывающих карьерах в районе. Есть также магазины, два гостевых дома, три фермерских хозяйства.
Мало кто питает иллюзии, что кто-то придет, организует в селе крупное производство с массой рабочих мест и сделает всех счастливыми. Большинство понимает: время изменилось.
- Это раньше за нас все решалось наверху, а теперь надо рассчитывать только на себя. Самим думать, как строить свою жизнь, - говорит Лев Воробев, отработавший в зверосовхозе 15 лет крановщиком, но кардинально сменивший род деятельности в 1991-м - стал фермером. Выращивал картофель, сейчас заготавливает сено и продает его в соседние поселки, где нет хороших сенокосов: Найстенъярви, Лахколампи, Пийтсиеки, Сяпся.
- Кое-кто тут шутит, что меня уж раскулачивать пора, - смеется он. – Пожалуйста! Но ведь последние поля зарастут. Нам наоборот бы еще с десяток таких «кулаков» как я, так и земля в округе была бы в порядке. Покосы-то у нас знатные!
Давно занимается фермерством Ольга Свирид. У нее десятка два голов крупного рогатого скота, помимо этого выращивает капусту, огурцы, картофель. В основном справляется своей семьей, но в сезон у нее работают односельчане. На каникулах подрабатывают школьники.
Один из местных жителей готовится открыть свое дело: производство блоков для строительства жилых и дачных домиков. Предполагается, что работать на этом производстве смогут как минимум 6 человек.
Несколько лет назад возродили старинное ремесло – ткачество. И теперь три женщины ткут на заказ прекрасные половики, пользующиеся спросом у жителей Карелии и у финских гостей.
Светлана Логинова
Светлана Логинова в детстве очень любила наблюдать за своей бабушкой, которая часто сидела за ткацким станком. Мечтала, что когда вырастет, будет и у нее свой. Мечта исполнилась. Правда, спустя не один десяток лет. И вот уже внуки Светланы Владимировны проявляют интерес к возрожденному старинному ремеслу. Сегодня у нее, как и у других вешкельских мастериц, много заказов на тканые половички и дорожки. Яркие и разноцветные, они создают особый уют в любой квартире, не идущий ни в какое сравнение с современным хай-теком, холодным и бездушным.
– Конечно, на душе очень приятно, когда видишь, что твоя работа нравится людям, доставляет им радость, – говорит Светлана Логинова. – А кроме этого, ткачество приносит и дополнительный доход в семейный бюджет.
Ткацкий станок у нее – самодельный. Оригинальные только берда и ремизки (детали станка – прим. ред.). Смастерил и собрал станок муж: что-то выпилил сам, что-то приспособил. Даже старые охотничьи лыжи пошли в ход – они превратились в широкие и удобные педали.
Финны в Вешкелице, надо сказать, частые гости. Вот сейчас они готовятся ставить детскую оперу на карельском языке… нет, не в селе, а в Национальном театре в Петрозаводске. Но после премьеры хотят показать постановку и в Вешкелице. Так вот откроем читателям секрет: хватило одного визита в село (для ознакомления со сценой, зрительным залом), чтобы они резко поменяли дислокацию: будут квартироваться в Вешкелице и ездить в Петрозаводск (и это несмотря на почти убитую дорогу!).
- Да это уже не первый случай, когда финны отказываются от гостиницы и приезжают «на постой» к нам, - рассказывает глава сельского поселения Ирина Погребовская. – Нравится им и село, и особая «человечность», как они сами говорят, местных жителей, и то, что здесь можно услышать карельскую речь.
Помним о прошлом, думаем о будущем
В местной школе карельский язык изучают с 1 по 11 класс, причем не факультативно, это обязательный предмет. Недавно три ученицы – Настя Попова, Полина Погребовская и Наташа Емельянова – приняли участие в межрегиональной олимпиаде по карельскому языку(ливвиковское наречие). И Настя заняла II место. Знакомят с языком и малышей в детском саду.
Очень много делает для сохранения культуры, лучших народных традиций фольклорный коллектив «Ивушки». У истоков его создания стояла Виола Мальми. Участники группы (ее состав за годы существования менялся неоднократно) восстановили старинные обряды сватовства, помолвки, свадьбы. И, кстати, не только показывают их со сцены, но и применяют в жизни! Так, в свое время Галина и Николай Чайкины были помолвлены по карельскому обряду.
– Может, потому у них и семья такая хорошая?.. – улыбается Любовь Присошкова.
На карельском языке в селе не только песни поют, но и спектакли ставят. Участвовали в театральном фестивале в Кинерме, сейчас готовят новую постановку.
На протяжении уже многих лет в селе на праздник Троицы (в июне) проходит «Вешкельская ярмарка». В былые времена через Вешкелицу шел тракт на Петрозаводск и на ярмарку съезжались на торги купцы из ближайших деревень и дальних окраин. Везли соль, муку. Местное население продавало озерную рыбу, торговало бондарным товаром. Современная ярмарка – это большой сельский праздник, собирающий огромное число участников и зрителей из суоярвских поселков, соседей из Пряжинского района. Выступают лучшие творческие коллективы, работают торговые ряды, на которых чего только не увидишь! Половики и калитки (расходятся в считанные минуты!), изделия из дерева и бересты, украшения из бисера, другие товары местных умельцев.
Шумная и веселая "Вешкельская ярмарка" проходит в селе на праздник Троицы
Становится традиционным и фестиваль национальной культуры и традиций «Мы в Карелии живем – мы добрые соседи». В Вешкелицу приезжают школьники со всего района, а также из поселка Эссойла. Проходят мастер-классы по различным направлениям: карельскому танцу, по выпеканию калиток, «Карельские игрища»...
С 2006 года жители села принимают активное участие в краеведческом конкурсе «Вешкельские знатоки», который раз в два года проводит сельская библиотека.
В 2010 году возродили еще один престольный праздник, «Покров». А в прошлом году в Вешкелице появилась своя иллюстрированная энциклопедия – похвастаться подобным изданием вряд ли может еще какое-нибудь поселение в Карелии. В нем собрана информация об истории, культуре, традициях, природе, языке и людях села. А составители – сами жители. Возникла идея, написали проект, выиграли грант. Обратились за материалом к землякам: приносите фотографии, принимайте участие в создании! Иные отнеслись к идее с недоверием, но потом, увидев результат, сожалели и обижались, почему, мол, про меня ничего нет?
Листаю это уникальное издание и не могу оторваться. Всего 32 страницы, но сколько в них ценной и интересной информации, сколько фотографий, рассказывающих о прошлом Вешкелицы, о людях, составляющих гордость села. Тираж у этого издания небольшой, всего 300 экземпляров, в магазине не купишь.
– Это был пробный шаг, – объясняет глава сельского поселения Ирина Погребовская. – Надеемся, что нам удастся осилить новое издание, дополнив и расширив его.
Так что жизнь в селе по-прежнему идет своим чередом. И она, пожалуй, даже более интересная и насыщенная, чем в районном центре Суоярви, не говоря уж о сельских поселениях. Несмотря на то, что на их долю выпали нелегкие испытания, жители села умеют радоваться жизни, ценить то, что имеют.
Да, производства в селе сегодня нет, но есть земля, а значит можно развивать фермерство. В отличие от Пегремы, не имевшей дорог, у Вешкелицы удобное расположение – трасса республиканского значения проходит прямо через село. Да и расстояние от Петрозаводска – всего каких-нибудь 100 километров. Здешние места – идеальны для развития сельского туризма. А изменившееся время, молодое поколение, более целеустремленное и более мобильное, открывают и новые перспективы. Чуть отодвинутый в советские и первые постсоветские годы интерес к национальным истокам сегодня возрождается. И вешкельцы стараются сохранить свою самобытность, сохранить язык и культуру предков, передать следующим поколениям народные традиции.
* * *
В Вешкельской средней школе учится 80 человек. В этом году будет четверо выпускников. В первый класс пойдут трое.
В детский сад ходит 15 малышей.
Вешкельскому детскому дому в августе исполнится 15 лет. Сейчас там проживает 32 воспитанника, из которых только 6 человек – сироты. У остальных есть родители, но они либо ограничены в родительских правах, либо лишены их. Вешкельских детей в детдоме нет.